В этом году на Бирючий будет завезено ещё 60 муфлонов
3 февраля 2006
Выпуск №: 8
Просмотров: 5367
Зима. Снег выпал. Похолодало. И, говорят синоптики, будет ещё холоднее. Каково сейчас оленям, ланям, муфлонам и куланам в Национальном природном парке, среди семи ветров на Бирючем обитающим? И вообще, как сложился ушедший год у работников парка, что новенького в этом году ожидается?
— Говорят, Евгений Сергеевич, — спрашиваю у Е.С. Поповчука, директора, — парк опять вроде бы хотят переподчинить какому-то комитету или министерству? (Сейчас он в ведении Государственного управления делами Президента). Лучше станет? Хуже?
— Я б не говорил так: лучше или хуже. Да и речь об этом не идёт. Сейчас мы, прежде всего, стабильно финансируемся, обеспечены материально-техническими ресурсами. В прошлом году серьёзно уже занялись рекреационной деятельностью, утвердили морской и сухопутный туристические маршруты по территории парка.
Открыли мы научный отдел, заключив договоры с учёными Запорожского национального университета, Мелитопольской сельскохозяйственной академии, принимаем студентов на практику. Разработали две научных программы: по стабилизации численности животных в парке и по обследованию растительности и влиянию животных на неё.
— Погода на самочувствие, сохранность животных не повлияла?
— Нет, мы заготовили около 700 тонн сена, 50 тонн зерноотходов, никаких неудобств животным нет. Сейчас занимаемся их селекционным отбором. Заключили, кстати, договор с Херсонским НПО «Экофильтр», и в этом году они поставят нам 60 молодых муфлонов на косу-остров Бирючий. Эти животные сильно пострадали во время прошедших наводнений и восстанавливаются плохо после депрессии.
Численность других животных нам увеличивать не нужно: по некоторым видам она превышает необходимую в 5-6 раз.
По последнему, декабрьскому, учёту, ланей на Бирючем чуть более 2.1 тысячи, оленей — около 1200. Куланов на Бирючем до 90 особей.
— Не перевелись на косе-острове фазаны, Евгений Сергеевич?
— Нет, не перевелись, наоборот: в лесонасаждениях возле Садков (центральная усадьба на Бирючем — авт.) площадью 400 га их более полутора тысяч, больше стало.
— А лисы?
— Их количество мы постоянно регулируем. Было бы много лисы — не было б столько фазанов. В этом году нами проведена профилактическая вакцинация лис против бешенства.
— Музей будет в Национальном природном парке?
— Планы такие есть, однако у нас не хватает средств на его оборудование. Но он обязательно будет, помещение на Бирючем под него есть.
— Евгений Сергеевич, дельфины появляются у побережья Бирючего?
— Какие дельфины — лёд на море стоит!
— Летом, я имею в виду, летом подходят?
— Да, подходят. Мы даже заключили договор с международной лабораторией Брема (Крымским отделением), они приезжают, наблюдают за дельфинами, следят за их видовым составом и т.д.
— Часто летом можно увидеть, как вертолёты пролетают мимо Геническа. «Знающие» геничане говорят: это на Бирючий, за молоком, мёдом полетели. Правда?
— Это не на Бирючий вертолёты летают, это наши олигархи отдыхать на Стрелку и крымское побережье добираются. Что касается КРС, то каждому работающему на острове разрешается держать не более 3-х бычков и коров и никто там на молоке бизнес не делает.
Пасека — да, даёт нам небольшую, но копейку. В прошлом году собрали почти 1.5 тонны мёда. Можете даже написать: продаём всем желающим вкусный бирючанский мёд, трёхлитровый бутыль обойдётся вам где-то в 100 гривен, мёд можем предложить в любой расфасовке.
— Случаи браконьерства на Бирючем бывали в прошлом году?
— Такого мы не выявляли, но бывают проблемы другие: животные во время гона обходят, по морю, ограждения и попадают за территорию парка. Есть и такая беда: заходят в акваторию парка порыбалить браконьеры, стараясь, правда, на глаза не попадаться.
В летний сезон много хлопот доставляют неорганизованные отдыхающие. Владельцы катеров набирают небольшие группы и везут их на Бирючий. В этот период нам приходится дежурить там круглосуточно. А вдруг зажженную спичку кто-то бросит? Время засушливое.
— Теплоход «Чайковский» вы продали? Помню, Ваш предшественник мне говорил, что уже есть покупатель на него и подыскивается новое, более экономичное судно?
— Ничего мы не продали, и если вы не знаете, то сейчас запрещено продавать государственное имущество.
— Ну и последний вопрос, Евгений Сергеевич: на ком держится Национальный природный парк, кроме Вас, Вашего заместителя и главбуха, разумеется? Шутка. Назовите людей, преданных своей работе, составляющих, так сказать, костяк коллектива?
— Прежде всего это ст. инспектор по кадрам Нина Яковлевна Литвинчук, Артеменко Александр Анатольевич, егерь Павел Николаевич Чупахин: Много у нас таких людей, преданных своему делу.
Анатолий Коломиец
Павел Чупахин, егерь на острове Куюк-Тук, один из лучших егерей парка (фото Г. Струмпэ)
|